ahilla_ru (ahilla_ru) wrote,
ahilla_ru
ahilla_ru

Categories:

Глава из книги «Где-то в Тьматараканской епархии». Все имена изменены, все совпадения случайны, такой епархии на свете нет, только в туманной Тьматаракани, за неведомыми горами…

***

Отцы соборные

Ключарь и его присные

Судьба не зря меня закинула на стодневную стажировку в собор: в монастыре я бы не изучил и десятой части той человеческой натуры, которую можно узнать в соборе. Разумеется, история это прошлая, сейчас в соборе почти полностью сменился состав, но те колоритные персонажи, которые были там в то время, думаю, характерны для многих соборов по нашей необъятной стране.

Священники в соборе делились на несколько небольших групп (конечно, можно провести разделение по разным признакам, но тут я употреблю довольно стандартный).

Во-первых, ключарь. Ключарь – это как бы и. о. настоятеля кафедрального собора, а фактическим настоятелем считается архиерей. Обычно это значит, что архиерей забирает львиную долю дохода собора (не раз слышал, как ключарь разводил руками на вопросы по поводу денег: «А что вы от меня хотите? Приехал владыка и все деньги забрал!»), а также через него решаются все главные вопросы жизни собора, типа ремонта, крупных спонсоров и подобное. Все остальное – в руках ключаря.

Часто место ключаря кафедрального собора – самое желанное для священника, стремящегося достичь высшей точки в карьере. Так как епископом белый священник не станет, то ключарь (иногда – настоятель) собора – это пик, эверест. Чаще всего, собор – это самый богатый храм епархии. Бывают и исключения, конечно. Но у нас в городе вряд ли был хоть один взрослый человек, который бы не знал, что кафедральный собор — это православный храм, самый главный, туда надо идти в случае чего. Один служитель правопорядка мне так однажды и сказал, тяжело глядя на меня: «Да для меня только одна церковь православная – это N-ский собор!»

Вообще, наш собор в советское время был небольшой кладбищенской церковью, но во времена запустенья духовного на весь город буквально оставалось пару церквей, поэтому в хрущевские времена именно эта церковь стала кафедральной, потому что располагалась в центре города. Интересная деталь: в советское время настоятель этой церкви отец Александр смог не только отремонтировать храм, но и существенно его расширить, пристроить хозяйственные службы, так что храм стал довольно вместительным. Не знаю, как уж ему это удалось согласовать с властями.

Продолжение тут: http://ahilla.ru/na-sorokouste-v-kafedralnom-sobore-chast-2/
Tags: Где-то в Тьматараканской епархии
Subscribe

Posts from This Journal “Где-то в Тьматараканской епархии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments